Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге
1.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с ко­то­рым мы были со­глас­ны» — по­ду­мал князь Ан­дрей.
2) «Идите за мной, — ска­за­ла она, взяв меня за руку, и про­дол­жи­ла: — Я хо­ро­шо знаю эти места».
3) Он вни­ма­тель­но осмот­рел поч­то­вый ящики и тихо про­изнёс: «Видно, пись­мо ещё не дошло по ад­ре­су».
4) — Я себя чув­ствую, но плохо, — от­ве­ча­ла Ра­нев­ская в ста­ро­сти на на­до­ев­шие во­про­сы о здо­ро­вье.
5) Па­у­стов­ский го­во­рил, что: «книги При­шви­на — это бес­ко­неч­ная ра­дость по­сто­ян­ных от­кры­тий».
2.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Чте­ние — луч­шее уче­ние», — го­во­рил Пуш­кин.
2) «Чаю хо­чешь? — спро­си­ла Эля и до­ба­ви­ла: — У меня есть очень хо­ро­ший чай».
3) «Сна­ча­ла по­лу­чи об­ра­зо­ва­ние», — про­си­ла мать. — «А потом делай что хо­чешь!»
4) Майя уди­ви­лась: «Не­уже­ли вы не ис­ка­ли их?»
5) Ма­ри­на за­яви­ла, что: «если вы не возьмёте меня с собой, я по­жа­лу­юсь маме».
3.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Коль­цов ре­ши­тель­но про­изнёс: «Нужно пе­ре­вер­нуть жизнь, не дать ей за­ле­жать­ся».
2) «Роcа по­яви­лась на траве», — ска­за­ла Анна Семёновна после мол­ча­ния.
3) Н. К. Чу­ков­ский го­во­рил, что: «Успен­ский был самым по­движ­ным кор­ре­спон­ден­том».
4) «Какое уди­ви­тель­ное осве­ще­ние! — вос­клик­ну­ла Люся и вос­тор­жен­но до­ба­ви­ла: — Ори­ги­наль­ный ди­зайн!»
5) — Экая кра­со­та! — про­го­во­рил не­мно­го по­го­дя Да­ни­лов: — По­смот­ри­те, как на­се­да­ют тучи на солн­це! Точно рядом день и ночь.
4.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Люблю, когда лес шумит, — ска­зал Ми­ха­ил Пет­ро­вич и, обер­нув­шись ко мне, до­ба­вил: — Осо­бен­но летом».
2) «Я сяду за­ни­мать­ся, чтобы не те­рять вре­ме­ни» — за­явил ве­се­ло Тема.
3) На­род­ная муд­рость гла­сит, что : «сво­бо­да — это чи­стая со­весть».
4) - Ни на что не го­дит­ся тот, — утвер­ждал Воль­тер, — кто го­дит­ся толь­ко для себя.
5) Под­няв глаза на Кряч­ко, она хо­лод­но спро­си­ла: «Вас, мо­ло­дой че­ло­век, ни­ко­гда не учили сту­чать­ся?»
5.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Лучше смот­реть в бу­ду­щее, чем меч­тать о про­шлом», — про­чи­тал я не­дав­но в умной книж­ке.
2) «Умный знает, как вы­пу­тать­ся из труд­но­го по­ло­же­ния, — го­во­ри­ла Ра­нев­ская и шут­ли­во до­бав­ля­ла: — А муд­рый ни­ко­гда в него не по­па­да­ет».
3) Се­не­ка го­во­рил, что: «язык прав­ды прост».
4) — Я не долж­на слу­шать вас, Рах­ме­тов, — ска­за­ла она тоном рез­ко­го не­удо­воль­ствия: — вы осы­па­е­те упрёками че­ло­ве­ка, ко­то­ро­му я бес­ко­неч­но обя­за­на.
5) Коля, услы­шав, как воет буран, вдруг по­ду­мал: «А если мамка за­блу­дит­ся?»
6.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Да, это тот самый дуб», — по­ду­мал князь Ан­дрей.
2) «Вы здесь? — спро­си­ла она — а мы вас ищем».
3) Не за­бы­вай­те слова Дер­жа­ви­на о том, что: «Чрез­мер­ная по­хва­ла — на­смеш­ка».
4) — По­жа­луй­ста, не плачь­те, — по­про­си­ла де­вуш­ка. — Сей­час дам вам адрес.
5) «От­ку­да ты? Где был? — за­сы­пал я Дерсу сво­и­ми во­про­са­ми и по­про­сил: — Рас­ска­зы­вай обо всём по­дроб­но».
7.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Вот здесь можно пе­ре­ве­сти дух! — вос­клик­нул мой спут­ник — На­ко­нец—то мы дошли до по­ля­ны, а там и до озера не­да­ле­ко».
2) «Как будто и боя ни­ка­ко­го не было!» — изумлённо думал Звя­гин­цев.
3) Со­крат счи­тал, что: «нель­зя ле­чить тело, не из­ле­чив душу».
4) — Стиль ка­мен­но­го века, — за­ме­тил Остап с одоб­ре­ни­ем и спро­сил: — А до­и­сто­риче­ские жи­вот­ные в мат­ра­цах не во­дят­ся?
5) Фаина Ра­нев­ская иро­ни­зи­ро­ва­ла: «Оп­ти­мизм — это не­до­ста­ток ин­фор­ма­ции».
8.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я не могу смот­реть ве­се­ло на того», — по­ду­мал Во­ло­дя, — «кого я так огор­чил».
2) Древ­ние муд­ре­цы утвер­жда­ли, что: «нель­зя два­жды войти в одну и ту же реку».
3) Ни­ки­та пред­ло­жил: «Хо­чешь, мама, я тебе свой стих про­чту?»
4) «До­ве­ряй делам людей, но не верь их речам», — со­ве­то­вал гре­че­ский ора­тор Де­мо­сфен.
5) «Зачем так рано пришёл? — спро­сил сто­рож и до­ба­вил: — Уроки на­чи­на­ют­ся в во­семь часов».
9.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Как это тебе при­шло в го­ло­ву сле­дить за нами?» — воз­му­тил­ся ста­рик.
2) С. Я. Мар­шак го­во­рил, что: «пи­са­тель дол­жен чув­ство­вать воз­раст каж­до­го слова».
3) «Мама, ты здесь?» — тихо спро­сил малыш. — «По­дой­ди ко мне».
4) «Не приду я се­год­ня, — сла­бым го­ло­сом про­из­нес­ла Та­ма­ра и, гром­ко чих­нув, до­ба­ви­ла: — За­бо­ле­ла я».
5) Зина по­смот­ре­ла на меня и огорчённо вздох­ну­ла: «Стыд­но с та­ки­ми спо­соб­но­стя­ми так ле­нить­ся».
10.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Сте­пан же ве­те­ри­нар», — спо­кой­но по­яс­ни­ла Галя. — «Причём один из луч­ших».
2) «Столь­ко во­про­сов сразу, — усмех­нул­ся Чва­нов и, до­став не­боль­шую, кра­си­во изо­гну­тую труб­ку, по­ин­те­ре­со­вал­ся: — Не воз­ра­жа­е­те?»
3) Л. Тол­стой утвер­ждал: «Сущ­ность вся­кой веры со­сто­ит в том, что она придаёт жизни такой смысл, ко­то­рый не уни­что­жа­ет­ся смер­тью».
4) «Пусть к про­ку­ро­ру схо­дит», — по­со­ве­то­вал один из при­сут­ству­ю­щих.
5) Дра­ма­тург Мо­льер как-то ска­зал, что: «в обе­ща­ни­ях все люди сход­ны».
11.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — До чего же я не­ве­зу­чий че­ло­век, — вздох­нул Коля и по­яс­нил: — Я на­де­ял­ся, что вы прочтёте мою по­весть.
2) Ана­то­лий Алек­син утвер­ждал, что: «Че­ло­век в гневе вы­ра­жа­ет не столь­ко свои убеж­де­ния, сколь­ко ощу­ще­ния» .
3) — Вот ви­ди­те, — развёл ру­ка­ми Ва­си­лий: — у меня этой за­пис­ки нет.
4) «Толь­ко твоих ис­те­рик тут не хва­та­ло!» — по­мор­щи­лась Рита.
5) Димка за­гля­нул мне в глаза и спро­сил : « Ты до­воль­на, что мы здесь?»
12.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Когда я вам по­над­об­люсь, позовёте, — шеп­ну­ла дом­ра­бот­ни­ца.
2) Древ­не­гре­че­ский ис­то­рик Плу­тарх за­яв­лял, что: «Бог — это на­деж­да для храб­ро­го, а не оправ­да­ние для трус­ли­во­го».
3) Ма­лы­шев рас­те­рян­но спро­сил: «Папа, как дела?»
4) «Ура!» — за­кри­ча­ла Алёнка. — «Мы пойдём в зоо­парк!»
5) «Плыви, ко­раб­лик, к си­не­му морю, — про­шеп­тал Ваня и, опу­стив ко­раб­лик на воду, про­дол­жил: — Быть может, ты при­несёшь мне при­вет от доб­ро­го друга?»
13.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Мо­жешь ли ты, ста­рик», — спро­сил он, — «До­стать мне ло­ша­дей до Жад­ри­на?»
2) — Кто де­жур­ный? — не­ожи­дан­но по­ин­те­ре­со­вал­ся учи­тель ма­те­ма­ти­ки.
3) И. Репин утвер­ждал, что: «Все не­до­стат­ки, всё можно про­стить ху­дож­ни­ку, если его тво­ре­ние оча­ро­вы­ва­ет».
4) Ан­глий­ский ро­ма­нист Г. Уэллс го­во­рил: «Имен­но рус­ско­му языку суж­де­но в бу­дущем лечь в ос­но­ву языка че­ло­ве­че­ско­го».
5) «Учить он умеет, любит учи­тель­ство­вать, — убеж­да­ла ди­рек­то­ра Марья Ива­нов­на и потом до­ба­ви­ла: — У него столь­ко бла­го­дар­ных уче­ни­ков!»
14.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Муд­рый Ови­дий со­ве­то­вал: «Верь опыт­но­му».
2) Она лю­би­ла по­вто­рять слова Ци­це­ро­на из книги «Ан­тич­ные афо­риз­мы», что: «без за­ня­тий жизнь пуста».
3) «Я, когда в Моск­ву при­е­хал, прямо по­трясён был, — рас­ска­зы­вал В. Су­ри­ков и по­яс­нял: — Яна па­мят­ни­ки с вос­тор­гом, смот­рел».
4) «Нет, мне слиш­ком ве­се­ло, чтобы пор­тить своё ве­се­лье со­чув­стви­ем чу­жо­му горю», — ду­ма­ла Маша, вспо­ми­ная вче­раш­ний раз­го­вор.
5) «Вот», — ска­за­ла Лиза. — «Гос­по­да в ссоре, а слуги друг друга уго­ща­ют».
15.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Го­во­рит Москва», — раз­дал­ся из ре­про­дук­то­ра жен­ский голос.
2) «Ты про­мах­нул­ся», — ска­зал егерь. — «Олень убе­жал».
3) Свет­ла­на по­про­си­ла: «Надя, отой­ди от меня, по­жа­луй­ста».
4) А. П. Чехов утвер­ждал, что: «Празд­ная жизнь не может быть чест­ной».
5) — Хва­тит ре­веть, — при­крик­ну­ла на по­дру­гу Ира и уже спо­кой­нее про­дол­жи­ла: —Сле­за­ми горю не по­мо­жешь.
16.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Ни­ко­лай Алек­се­е­вич, по­дой­ди­те сюда! — об­ра­тил­ся Илью­шин к мо­ло­до­му че­ло­ве­ку и по­яс­нил го­стям: — Это наш ху­дож­ник».
2) «Где ж ты те­перь найдёшь это место?» — вздох­нул Сте­пан. — «Кто тебе его по­ка­жет?»
3) Пи­са­тель Л. Лео­нов счи­та­ет, что: «Вся­кая ра­дость стоит сво­е­го труда».
4) «Уже при­ду­ма­ли на­зва­ние для жур­на­ла», — со­об­щил ре­дак­тор.
5) — Толь­ко и зна­ешь, что по­зо­рить меня перед лю­дь­ми! — с от­ча­я­ни­ем про­из­нес­ла мать.
17.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Я крик­нул в те­ле­фон­ную труб­ку: «Ба­буш­ка не может по­дой­ти!»
2) «Вы слу­чай­но не по­ку­па­е­те ло­ша­дей? — спро­сил Семёнов, но, за­ме­тив гроз­ный взгляд жены, при­ба­вил: — Из­ви­ни­те, это я так».
3) — Ду­май­те сами, — су­ро­во сдви­ну­ла брови сек­ре­тар­ша — От вас не дик­тант тре­бу­ет­ся на­пи­сать, а за­яв­ле­ние!
4) По сло­вам од­но­го из фи­ло­со­фов: «пе­ре­став быть спор­ной, мысль пе­ре­стаёт быть ин­те­рес­ной».
5) Учи­тель­ни­ца по­смот­ре­ла на нас и вдруг спро­си­ла:
— Ре­бя­та, а кто из вас был в этом музее?
—Я, — от­ве­тил Пашка.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Де­вуш­ка смущённо по­яс­ни­ла: «Это, на­вер­ное, при­ш­ла моя сест­ра».
2) — Тебе ведь из­вест­но, в чём дело, да? — спро­си­ла На­та­ша.
3) «Молодёжь ин­те­ре­су­ет­ся устрой­ством и ис­то­ри­ей наших машин, — ска­зал Ва­си­лий и с гор­до­стью до­ба­вил: — Зна­чит, не зря эти ста­рые ав­то­мо­би­ли воз­вра­ща­ли к жизни».
4) Ари­сто­тель утвер­ждал, что: «Гнев вра­чу­ет­ся вре­ме­нем, не­на­висть же не­из­ле­чи­ма».
5) «У кого вес­нуш­ки», — уте­ша­ла мать Катю, — «того солн­це любит».
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Де­воч­ка всплес­ну­ла ру­ка­ми: «Он за­бо­лел!»
2) В Еван­ге­лии го­во­рит­ся, что: «В на­ча­ле всего было слово».
3) «Мир полон воз­мож­но­стей, — про­изнёс про­фес­сор и, не­мно­го по­мол­чав, до­ба­вил: — Нужно толь­ко уметь их ви­деть».
4) — Это пла­тье тебе очень идёт, — за­ме­ти­ла Ольга.
5) «Мы можем встре­тить­ся зав­тра ве­че­ром» — ска­зал Сер­гей, — «или в любой день на этой не­де­ле. У меня все дни сво­бод­ны».
20.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Биб­лио­те­карь пре­ду­пре­ди­ла стро­го: — Не уно­си­те книгу из зала! — Хо­ро­шо, я толь­ко по­смот­рю оглав­ле­ние, — за­ве­рил Ва­лен­тин.
2) «Мне к ра­бо­те не при­вы­кать», — храб­ро ска­зал пар­ниш­ка.
3) — Он на три года мо­ло­же тебя, — воз­му­ти­лась она и хо­лод­но при­ба­ви­ла: — И у него нет по­сто­ян­но­го места ра­бо­ты.
4) «Ты, милок, — хитро при­щу­рив­шись, про­изнёс ста­рик: — По­жи­ви с моё, тогда и спорь».
5) Шарль де Ко­стер счи­тал, что: «счаст­лив тот, кто и в чёрные дни со­хра­ня­ет чи­сто­ту серд­ца».
21.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — У меня так дело по­став­ле­но, что комар носу не под­то­чит, — за­явил ма­стер.
2) Л. Кас­силь го­во­рил, что: «Че­ло­век все­гда яв­ля­ет­ся до­быт­чи­ком».
3) «Вы где ра­бо­та­е­те?» — спро­сил ста­рик у меня. — «А когда уез­жа­е­те?»
4) «Ве­ли­кие рус­ские пи­са­те­ли и поэты-клас­си­ки пи­са­ли на под­лин­но на­род­ном рус­ском языке, — счи­тал Л. Успен­ский и подчёрки­вал: — В бо­га­том их сло­ва­ре за­им­ство­ван­ные слова все­гда за­ни­ма­ли вто­ро­сте­пен­ное место».
5) Ка­ли­нов­ский со­об­щил: «Сей­час в го­ро­де ра­бо­та­ет более трёх тысяч малых пред­при­я­тий-про­из­во­ди­те­лей».
22.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф Плу­тарх счи­тал, что: «Сила речи со­сто­ит в уме­нии вы­ра­зить мно­гое в не­мно­гих сло­вах».
2) «Хо­ро­шая книга», — писал Л. Тол­стой, — «точно бе­се­да с умным че­ло­ве­ком».
3) Ф. Шил­лер утвер­ждал: «Тот, кто ни­че­го не бо­ит­ся, не менее мо­гу­ще­ствен, чем тот, кого все бо­ят­ся».
4) «Да, я ино­гда про­смат­ри­ваю эту га­зе­ту, — ска­зал Чва­нов и до­ба­вил: — Там ин­те­рес­ные объ­яв­ле­ния пе­ча­та­ют­ся».
5) — Я буду бо­роть­ся, чтобы от­сто­ять свою точку зре­ния, — твёрдо про­изнёс Пётр.
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Вла­дик гром­ко, как его учили в дет­ском саду, про­де­кла­ми­ро­вал: «От­че­го у ма­моч­ки на щеках две ямоч­ки?»
2) «Друг у меня один,— воз­ра­зил Павел и по­яс­нил:— Дру­зей не может быть много».
3) —Здрав­ствуй­те!— ска­за­ла она, про­тя­ги­вая руку для при­вет­ствия: — Очень рада вас ви­деть!
4) Ген­рих Манн верно под­ме­тил, что: «мы рож­де­ны ис­кать ис­ти­ну, а не об­ла­дать ею. »
5) —До сви­да­ния, при­ез­жай­те к нам ещё! — хором за­кри­ча­ли дети. —Не­пре­мен­но при­е­дем!
24.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Ну что за лицо! Кур­но­сый нос, вес­нуш­ки! — бор­мо­тал про себя Коля и от­хо­дил от зер­ка­ла с не­го­до­ва­ни­ем.
2) «В знак мира и со­гла­сия я при­не­су вам букет роз, — го­во­рит Вой­ниц­кий и, уходя, до­бав­ля­ет: — Пре­лест­ные розы».
3) «Спа­си­бо за по­здрав­ле­ние — смущённо ска­за­ла она. — И что не за­бы­ли, спа­си­бо».
4) По­сло­ви­ца гла­сит, что: « тише едешь — даль­ше бу­дешь».
5) — И где вы хо­ди­те ? Спек­такль давно уже на­чал­ся! — за­кри­ча­ла на де­во­чек Рита. — Ты не по­ве­ришь: мы участ­во­ва­ли в по­им­ке бан­ди­та! — со­вра­ла Жень­ка.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Вы, ко­неч­но, из­во­ли­те шу­тить? — хо­лод­но спро­сил граф.
2) — Всё так ужас­но? — ис­пу­ган­но спро­си­ла Лена. — На­о­бо­рот, изу­ми­тель­но! — вос­клик­ну­ла Оля. — Мы при­ня­ты!
3) «Не бойся, — ска­за­ла са­ни­тар­ка и до­ба­ви­ла : — Твоя опе­ра­ция будет опи­са­на во всех ме­ди­цин­ских жур­на­лах».
4) «Наше племя не за­те­ва­ет раз­до­ров — про­изнёс вождь. — Ухо­ди­те с миром».
5) Нель­зя не со­гла­сить­ся с Воль­те­ром, ко­то­рый писал, что: «о ве­ли­ком че­ло­ве­ке судят толь­ко по его глав­ным де­я­ни­ям, а не по его ошиб­кам».
26.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Я за­смот­ре­лась на воду, по­это­му у меня за­кру­жи­лась го­ло­ва», — от­ве­ча­ла Анна
2) «От­ку­да шум? — на­сто­ро­жил­ся Куз­не­цов и, по­мол­чав, спро­сил: — Кто бы это мог шу­меть?»
3) «Будет ли про­дол­же­ние у этого се­ри­а­ла?» — по­ин­те­ре­со­ва­лись те­ле­зри­те­ли у ки­но­ре­жиссёра. «Думаю, что через пол­го­да вы снова встре­ти­тесь с по­лю­бив­ши­ми­ся вам ге­ро­я­ми», — от­ве­тил он
4) Учёный и об­ще­ствен­ный де­я­тель Д. С. Лихачёв счи­тал, что: «учить­ся хо­ро­шей, спо­кой­ной, ин­тел­ли­гент­ной речи надо долго и вни­ма­тель­но»
5) — Про­щай­те, ре­бя­та, — ска­зал он смущённой двор­не: — мне здесь де­лать не­че­го
27.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Что это зна­чит? — спро­сил гроз­но Ки­рилл Пет­ро­вич: — До сих пор ты мол­ча­ла и была со­глас­на, а те­перь, когда всё ре­ше­но, ты взду­ма­ла ка­приз­ни­чать и от­ре­кать­ся
2) Поэт В. С. Шеф­нер писал, что: «сло­вом можно убить, сло­вом можно спа­сти, сло­вом можно полки за собой по­ве­сти»
3) «Па­пень­ка, я не люблю князя и не хочу быть его женой!» — за­кри­ча­ла она и вы­бе­жа­ла из ком­на­ты
4) «Какая ты всё-таки мо­ло­дец!» — взгля­нув в лицо Елены, улыб­нул­ся Иван. «Если бы не ты, у меня бы ни­че­го не по­лу­чи­лось», — ото­зва­лась она
5) «Может быть, вы чего-то не­до­го­ва­ри­ва­е­те?» — по­ин­те­ре­со­ва­лась Анна
28.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Не­уже­ли, Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич», — пе­ре­би­ла его На­та­лья, — «вы ни­че­го не ждёте от жизни?»
2) «О воз­расте не надо пом­нить, — как-то за­ме­тил Ана­то­лий Алек­син и с улыб­кой до­ба­вил: — Но и не сле­ду­ет за­бы­вать».
3) Па­у­стов­ский го­во­рил, что: «прозу При­шви­на можно с пол­ным пра­вом на­звать раз­но­тра­вьем рус­ско­го языка».
4) «Поз­воль­те мне се­год­ня пойти в гости», — ска­за­ла Настя, оде­вая ба­рыш­ню. «И куда?» — «В Ту­ги­ло­во, к Бе­ре­сто­вым».
5) По мне­нию Ма­ри­ны Цве­та­е­вой: «можно шу­тить с че­ло­ве­ком, но нель­зя шу­тить с его име­нем».
29.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Го­во­ри ско­рее, не томи душу, — пе­ре­бил его Ку­ту­зов.
2) «А те­перь про­щай­те, — ска­зал ка­пи­тан и, видя моё не­до­уме­ние, до­ба­вил: — Зав­тра утром мы сни­ма­ем­ся с якоря».
3) «Это было лучше вся­кой ре­кла­мы! — про­кри­чал Генка: — И не сто­и­ло нам ни­ка­ких денег».
4) — Са­ди­тесь, по­ру­чик, — мед­лен­но про­го­во­рил Сорин. — Я уже под­пол­ков­ник. Но сей­час это не имеет зна­че­ния.
5) По сло­вам Эйн­штей­на: «на­сто­я­щая наука и на­сто­я­щая му­зы­ка тре­бу­ют од­но­род­но­го мыс­ли­тель­но­го про­цес­са».
30.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Лена, кто там? — донёсся из со­сед­ней ком­на­ты при­глушённый бас.
2) По сло­вам Эпи­ку­ра: «глупо про­сить у богов то, что че­ло­век сам может себе до­ста­вить».
3) «Ты так убе­ди­тель­но про­сишь, — ска­зал Бра­ниц­кий: — Как будто пред­чув­ству­ешь отказ».
4) «Не помню я, о чём они го­во­ри­ли! — за­кри­чал Коля и шёпотом до­ба­вил: — С пе­ре­пу­гу не помню».
5) Маль­чик снял шапку и по­ин­те­ре­со­вал­ся:
— Дядя, а вы на­сто­я­щий ху­дож­ник?
— Да. А по­че­му ты об этом спра­ши­ва­ешь? — за­сме­ял­ся Ни­ки­тин.
31.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Тоном, не до­пус­ка­ю­щим воз­ра­же­ний, она при­ка­за­ла: «Не­си­те вещи в гру­зо­вик».
2) «Про­щай, друг! — ска­зал он, потом, по­мол­чав, про­изнёс: — Мы идём раз­ны­ми пу­тя­ми».
3) — На чер­да­ке кто-то есть! — про­шеп­тал Борь­ка. — Ни­ко­го не бойся! — за­сме­ял­ся Ген­на­дий.
4) По сло­вам во­сточ­но­го муд­ре­ца: «ты­ся­чи слов остав­ля­ют мень­ший след, чем па­мять об одном по­ступ­ке».
5) «Лишь тот до­сто­ин жизни и сво­бо­ды, — писал Гёте: — Кто каж­дый день идёт за них на бой».
32.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Дон-Кихот, — писал До­сто­ев­ский: — хоть и ве­ли­кий ры­царь, но бы­ва­ет ужас­но хитёр».
2) —Вы по­ху­де­ли, — нежно по­гла­див его по руке, ска­за­ла она и встре­во­жен­но спро­си­ла: — Вы были боль­ны?
3) «Так во­про­сы не ре­ша­ют­ся. Из­ви­ни, но ты про­сто ка­приз­ни­ча­ешь!» —стро­го от­че­ка­ни­ла Та­тья­на Львов­на.
4) — Как тебя зовут, дру­жок? — лас­ко­во спро­си­ла не­зна­ком­ка. — Ваня , —смущённо от­ве­тил маль­чик.
5) По мне­нию Воль­те­ра : «ра­бо­та из­бав­ля­ет нас от трёх зол: скуки, по­ро­ка, нужды».
33.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Левое плечо вперёд! Шагом марш! — ско­ман­до­вал ка­пи­тан .
2) «На­де­юсь уви­деть вас зав­тра, — про­изнёс он и уже мягче до­ба­вил:— Пе­ре­дай­те при­вет брату».
3) «То серд­це не на­учит­ся лю­бить, — писал Не­кра­сов: ко­то­рое уста­ло не­на­ви­деть».
4) Как ска­зал-поэт: «если жизнь тебя об­ма­нет, не пе­чаль­ся, не сер­дись».
5) — От­че­го вы блед­ны? — по­ин­те­ре­со­ва­лась Не­ча­е­ва.
34.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Твар­дов­ский, про­слу­шав одну из зна­ме­ни­тых песен Ми­ха­и­ла Ис­а­ков­ско­го, удивлённо и по­чти­тель­но ска­зал, что: «ты в два­дцать строк вкла­ды­ва­ешь столь­ко, что мне в поэму не вло­жить!»
2) «Я не люблю, когда на меня долго смот­рят, — ска­за­ла Нина и до­ба­ви­ла: — Такое впе­чат­ле­ние, будто раз­гля­ды­ва­ют гео­гра­фи­че­скую карту».
3) — Снова на улицу? — про­вор­ча­ла мать: — Ты бы лиш­ний раз в учеб­ник за­гля­нул.
4) Ли­си­ца слу­ша­ет рас­сказ Волка и при­го­ва­ри­ва­ет про себя: «Ох, глу­по­ват ты, бра­тец».
5) «Будет буря, так что нам лучше бы остать­ся дома», — ска­зал, по­смот­рев на небо, про­вод­ник. «Нет, мы долж­ны спе­шить», — от­ве­тил сер­ди­то Алек­сей.
35.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Наши пред­ки на­учи­ли нас стро­ить жи­ли­ща, — ска­зал юноша: — И мы жили в них це­лы­ми по­ко­ле­ни­я­ми.
2) «Вот он! — вос­клик­нул рыбак, до­воль­но по­ти­рая руки, и до­ба­вил с усмеш­кой: — А те­перь сту­пай-ка, су­дарь ёрш, в кор­зи­ну!»
3) «Боже мой, когда же на­ко­нец будет солн­це?» — про­сто­нал Ря­бов­ский.
4) Фи­ло­соф Артур Шо­пен­гау­эр за­ме­тил, что: «каж­дый ребёнок от­ча­сти гений, а каж­дый гений от­ча­сти ребёнок».
5) «А где живёт твоя ба­буш­ка?» — спро­сил Алёша. «В пя­ти­де­ся­ти ки­ло­мет­рах от го­ро­да», — от­ве­тил Мак­сим.
36.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Какую книгу, — по­ин­те­ре­со­ва­лась учи­тель­ни­ца: — вы взяли бы с собой на не­оби­та­е­мый ост­ров?»
2) — Зачёт в три часа, — ска­зал ста­ро­ста и стро­го до­ба­вил: — Не опаз­ды­вай­те!
3) Она про­из­нес­ла го­ло­сом, по­хо­жим на ко­ша­чье мя­у­ка­нье: «По­жа­лей­те бед­няж­ку».
4) Л. Н. Тол­стой утвер­ждал, что: «глав­ное сред­ство во вся­ком ис­кус­стве — чув­ство меры».
5) «Хо­ро­шо, что до­га­дал­ся по­дать мне руку», — за­ме­ти­ла Таня. «Я до­гад­ли­вый!» — от­шу­тил­ся Иван.
37.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Не лучше ли было остать­ся в каюте, юноша? По­го­да не для про­гу­лок, — стро­го за­ме­тил ка­пи­тан.
2) «Так за­ду­ма­но при­ро­дой, — груст­но ска­за­ла мама и до­ба­ви­ла: — Все дети когда-ни­будь ста­но­вят­ся взрос­лы­ми».
3) «Пи­шешь ты об ис­кус­стве, — го­во­рил Вой­ниц­кий: — но ни­че­го не по­ни­ма­ешь в нём».
4) Ци­це­рон утвер­ждал, что: «нет такой книги, ко­то­рая хотя бы ча­стич­но не ока­за­лась по­лез­ной».
5) «Вклю­чи­те свет, а то нам темно за­ни­мать­ся», — по­про­сил Саша. «Потом вклю­чу, а сей­час идите ужи­нать», — ска­зал Иван.
38.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Куда ты дер­жишь путь, скажи на ми­лость» — спро­сил я у ре­чуш­ки лу­го­вой.
2) «Чтобы быть в хо­ро­шем на­стро­е­нии, я пе­ре­ста­ла смот­реть те­ле­ви­зор, — ска­за­ла с усмеш­кой ак­три­са и до­ба­ви­ла: — К тому же он у меня сло­ман».
3) «Встре­чай, хо­зяй­ка! — бойко крик­нул Цы­га­нов: — Встре­чай го­стей!»
4) Стен­даль верно под­ме­тил, что: «опи­рать­ся можно толь­ко на то, что ока­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ние».
5) «Хо­ро­шо парни ра­бо­та­ют», — ска­зал ма­стер. «А как Серёжка? Не по­зо­рит ли он отца?» — по­ин­те­ре­со­вал­ся Да­ни­лов.
39.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Придётся здесь оста­но­вить­ся, — ска­зал про­вод­ник, за­жи­гая фо­нарь, и до­ба­вил: — В такую пургу через пе­ре­вал не пройдём».
2) Горь­кий писал о Че­хо­ве: «Его вра­гом была пош­лость, и он всю жизнь бо­рол­ся с ней».
3) «Что вы чи­та­ли на этой не­де­ле, пока мы не ви­де­лись?» — по­ин­те­ре­со­вал­ся Стар­цев у Ека­те­ри­ны Ива­нов­ны. «Я чи­та­ла Пи­сем­ско­го», — от­ве­ти­ла она.
4) Фран­цуз­ский фи­ло­соф Воль­тер утвер­ждал, что: «чте­ние воз­вы­ша­ет душу».
5) — Все ли здесь? — спро­сил Дуб­ров­ский: — Не оста­лось ли кого в доме?
40.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Мат­вей, вздох­нув, про­изнёс: «Ко­сте­рок бы сей­час раз­жечь».
2) «Город слиш­ком много средств за­тра­чи­ва­ет на не­нуж­ные по­строй­ки и лиш­ние долж­но­сти, — ска­зал Ан­дрей Ефи­мыч и, по­ду­мав, про­дол­жил: — На эти день­ги можно было бы со­дер­жать две об­раз­цо­вые боль­ни­цы».
3) О зна­ках пре­пи­на­ния К. Г. Па­у­стов­ский писал, что: «они твёрдо дер­жат текст и не дают ему рас­сы­пать­ся».
4) «Что при­ка­же­те вам сыг­рать, мадам Ива­но­ва?» — осве­до­мил­ся Сашка, ко­то­рый все­гда был с ней изыс­кан­но лю­бе­зен. «Что-ни­будь своё», — от­ве­ти­ла она.
5) — Все ли здесь? — спро­сил Дуб­ров­ский: — Не оста­лось ли кого в доме?
41.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Ра­бо­тал Ни­ки­тин по­ра­зи­тель­но, — вспо­ми­нал ста­рик: — он толь­ко вый­дет на манеж, сде­ла­ет лёгкий по­клон — и ему сразу хло­па­ют.
2) «Возь­ми­те ещё огур­чи­ков, кусок пи­ро­га и банку ва­ре­нья. Не стес­няй­тесь!» — на­ста­и­ва­ли род­ствен­ни­ки, про­во­жая нас.
3) Пи­са­тель О. Уайльд за­яв­лял, что: «луч­ший спо­соб сде­лать детей хо­ро­ши­ми — это сде­лать их счаст­ли­вы­ми».
4) «Здрав­ствуй, сынок», — про­тя­нул мне руку отец. «Здрав­ствуй, папа», — про­шеп­тал я.
5) «Иван Пав­ло­вич, по­здрав­ля­ем вас с юби­ле­ем! — ска­зал я, про­тя­ги­вая учи­те­лю букет цве­тов, и до­ба­вил от себя: — Я очень бла­го­да­рен вам за всё».
42.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Пи­са­тель Ф. А. Ис­кан­дер иро­нич­но за­ме­чал, что: «хо­ро­шо под­да­ют­ся вос­пи­та­нию как раз те, кто не нуж­да­ет­ся в вос­пи­та­нии».
2) Прой­дя мно­же­ство ко­ри­до­ров, пе­ре­хо­дов, арок, он не вы­дер­жал и спро­сил: «Как вы умуд­ря­е­тесь здесь не за­блу­дить­ся?»
3) «На­зо­ви­те вашу долж­ность», — по­про­си­ла де­вуш­ка из окош­ка. «По­мощ­ник опе­ра­то­ра», — от­ве­тил за меня Гурин.
4) «Мне хо­те­лось бы по­го­во­рить с тобой, — ска­за­ла Катя и по­про­си­ла: — При­хо­ди се­год­ня в по­ло­ви­не вось­мо­го на Три­ум­фаль­ную пло­щадь».
5) — А вы меня спра­ши­ва­ли об этом рань­ше? — вски­пел Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич от такой бес­такт­но­сти: — Марш сей­час же от­сю­да!
43.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Пуш­кин меня за­ра­зил лю­бо­вью», — при­зна­ва­лась Ма­ри­на Цве­та­е­ва в очер­ке «Мой Пуш­кин».
2) — Ва­си­ли­са Его­ров­на — прехраб­рая дама, — за­ме­тил важно Шваб­рин: — Иван Кузь­мич может это за­сви­де­тель­ство­вать.
3) «Пет­ру­ша в Пе­тер­бург не по­едет, — ска­зал ба­тюш­ка и до­ба­вил: — Чему на­учит­ся он, служа в Пе­тер­бур­ге?»
4) — Куда при­е­ха­ли? — спро­сил я, про­ти­рая глаза. — На по­сто­я­лый двор, — от­ве­тил Са­ве­льич.
5) По сло­вам Фа­зи­ля Ис­кан­де­ра: «чте­ние Пуш­ки­на спо­соб­ству­ет дол­го­ле­тию, как аль­пий­ский воз­дух».
44.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) По сло­вам Льва Тол­сто­го: «пло­хие книги не толь­ко бес­по­лез­ны, но и вред­ны».
2) «Го­сти­ные, сплет­ни, балы, тще­сла­вие, ни­что­же­ство  — вот за­кол­до­ван­ный круг, из ко­то­ро­го я не могу вы­рвать­ся», — ска­зал князь Ан­дрей Пьеру.
3) — Вся моя жизнь сло­жи­лась так, а не иначе, не от среды, а со­всем от дру­го­го, — за­го­во­рил вдруг Иван Ва­си­лье­вич:  — Чтобы по­нять это, надо много рас­ска­зы­вать.
4) «Влюб­лял­ся я много раз, но это была самая силь­ная моя лю­бовь,  — быст­ро про­изнёс он и с гру­стью до­ба­вил:  — У неё уже до­че­ри за­му­жем».
5) — Ведь после ужина кад­риль моя?  — спро­сил я у Ва­рень­ки. — Ра­зу­ме­ет­ся, если меня не уве­зут,  — от­ве­ти­ла она.
45.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Все ли здесь?»  — спро­сил офи­цер. «Все, толь­ко до­зор­ных нет»,  — от­ве­ча­ли ему.
2) И. А. Гон­ча­ров утвер­ждал, что: «друж­ба любит ра­вен­ство».
3) «Пора воз­вра­щать­ся,  — ска­зал Ма­ка­ров и, об­ра­тив­шись к бойцу, спро­сил:  — По­че­му мол­чишь?»
4) — Рас­по­ло­жи­тесь лучше на этом ди­ва­не,  — по­со­ве­то­вал Да­вы­дов:  — здесь вам будет удоб­нее.
5) «Лесть и тру­сость  — самые дур­ные по­ро­ки»,  — гром­ко про­из­нес­ла Ася.
46.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Ари­сто­тель утвер­ждал, что: «раз речь не­яс­на, она не до­стиг­нет цели».
2) «Среди людей нужно со­зна­вать своё до­сто­ин­ство»,  — писал А. П. Чехов млад­ше­му брату.
3) «Не сер­дись,  — ска­за­ла мать шёпотом и до­ба­ви­ла:  — Зав­тра схо­дим в лес за яго­да­ми».
4) — Мне очень нра­вит­ся жить здесь,  — про­дол­жа­ла Надя:  — я не хочу уез­жать от­сю­да.
5) «Я бы на вашем месте хоть раз в театр схо­дил»,  — бла­го­душ­но за­ме­тил Фи­липп Фи­лип­по­вич. «В театр я не пойду»,  — не­при­яз­нен­но ото­звал­ся Ша­ри­ков.
47.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Ки­рилл, — ска­за­ла она робко: — По­че­му же ты ни­че­го не ешь?»
2) Не­да­ром Л. Н. Тол­стой го­во­рил: «Чехов — это Пуш­кин в прозе».
3) «И тебе со­всем не­скуч­но было без нас?» — спро­си­ла Алек­сандра. «А вам без меня было скуч­но?» — задал во­прос я. «Да», — от­ве­ча­ла она.
4) «Де­душ­ка, ты куда?» — спро­сил Гарик. — «А меня возьмёшь с собой?»
5) Я тот­час же объ­яс­нил им, что я гвар­дей­ский офи­цер в от­став­ке.
48.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Да это уже и не так важно, — ска­за­ла Варя и, по­ду­мав, до­ба­ви­ла. — Ни­че­го уже, к со­жа­ле­нию, не ис­пра­вишь».
2) По сло­вам кри­ти­ка В. Г. Бе­лин­ско­го: «Та­тья­на — ред­кий, пре­крас­ный цве­ток, слу­чай­но вы­рос­ший в рас­се­ли­не дикой скалы».
3) «Пора смот­реть прав­де в глаза», — по­ду­мал Алек­сей Шур­милёв.
4) «Ты пло­хой стра­тег!» — почти крик­ну­ла она на Фёдора. — «Кто пло­хой стра­тег? Я?»
5) — Вот ви­ди­те, — ска­зал мно­го­зна­чи­тель­но Эрнст, — со­зда­вать сча­стье — это вы­со­кий труд.
49.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Все идите за мной! — Крик­ну­ла она, спус­ка­ясь к быст­рой реке.
2) Вла­ди­мир Одо­ев­ский утвер­ждал, что: «по­э­зия есть пред­вест­ник того со­сто­я­ния че­ло­ве­че­ства, когда оно пе­ре­ста­нет до­сти­гать и начнёт поль­зо­вать­ся до­стиг­ну­тым».
3) — У тебя когда ка­ни­ку­лы-то? — спро­си­ла бабка Шурку стро­го. — Какие? Зим­ние? — от­ве­тил во­про­сом на во­прос Шурка.
4) В одном из сти­хо­тво­ре­ний, ад­ре­со­ван­ных А. Ах­ма­то­вой, Ма­ри­на Цве­та­е­ва так раз­гра­ни­чи­ла сферы по­э­ти­че­ско­го вли­я­ния между двумя по­эта­ми:
И по­де­ли­ли мы так про­сто:
Твой — Пе­тер­бург, моя — Москва.
5) Уви­дел меня ге­не­рал и го­во­рит: «По­го­ди-ка, са­ни­тар, не уходи».
50.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) Ма­ри­на, услы­шав о пла­нах брата на лето, вос­клик­ну­ла: «Это за­ме­ча­тель­но!»
2) Лео­нар­до да Винчи утвер­ждал, что: «сча­стье достаётся тому, кто много тру­дит­ся».
3) «Пора спать, — ска­зал тихо Гри­го­рий Ива­но­вич Белов и до­ба­вил: — Уже стем­не­ло давно».
4) «Что вы здесь де­ла­е­те?» — стро­го спро­сил отец.
5) «Цветы за­вя­нут, — за­ме­тил са­дов­ник: — если их не по­ли­вать».
51.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Чер­ниль­ни­ца новая, — про­изнёс Лавр Ми­ро­но­вич: — да пи­сать не­че­го».
2) «Пойдём чаю попьём, — пред­ло­жил Си­дор­кин и до­ба­вил: — За­од­но и по­го­во­рим».
3) «Со­ску­чи­лась?» — лас­ко­во спро­си­ла Та­тья­на Сер­ге­ев­на у до­че­ри.
4) Ар­те­мьев нерв­но ска­зал: «Пе­ре­стань уже пла­кать-то!»
5) Гёте по­ла­гал, что: «муд­рость лишь в ис­ти­не».